10 советов, как написать стихи для современной песни

Дорогие друзья!

Я часто получаю от Вас предложения написать музыку на Ваши стихи.

К сожалению, не всегда материал, который Вы присылаете, соответствует тем простым требованиям, которые предъявляются к песенным текстам. Поэтому я решил опубликовать небольшую статью для начинающих поэтов-песенников. Здесь — основные советы, как написать стихи для современной популярной эстрадной песни, претендующей на звание «хит».

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТИХАМ ДЛЯ ПЕСНИ

Для того, чтобы песня стала хитом нужно, чтобы:

  • песня привлекала положительное внимание,
  • песня запоминалась,
  • основные элементы песни можно было легко повторить.

В стихах для современной песни, как правило, должны присутствовать:

Причём для текстов к песням есть особые требования, отличные от требований к стихам, которые не предполагается использовать в качестве текста к современной песне. В данной статье я в первую очередь расскажу о требованиях к жанру «поп». Песни в стиле рок, рэп, бард и т.д. имеют свою иную специфику.

 

ЗАЧЕМ СТАРАТЬСЯ, КОГДА ПИШЕШЬ СТИХИ ДЛЯ «ПОПСЫ»?

  • Плохие стихи на русском языке погубят даже гениальную музыку!

Самым распространённым заблуждением является пренебрежительное отношение авторов к стихам песни. Многие считают, что главное в «попсе» — это зажигательный мотив. А стихи — так, для заполнения.

Частично это соответствует действительности. Но реально это работает только для иностранной музыки. Если стихи на родном языке и не собираются претендовать на собственную ценность, повышающую общую ценности песни, то как минимум, они не должны её снижать. А откровенно слабые стихи песню серьёзно портят.

Ну и подумайте сами… Зачем мне (композитору) или артисту брать Ваши стихи, если они банальны? Если бы нам нужно было заполнить песню нелепицей, мы бы сделали это самостоятельно без Вашей помощи.

  • При большой конкуренции качество материала имеет большое значение!

Сегодня, когда компьютер, музыкальный софт и доступ в интернет есть почти у каждого, количество сочиняемых песен превышает все возможные границы. Количество артистов тоже велико. Но артистов, имеющих широкую публику, способных донести Ваше произведение до большого количества слушателей, куда меньше. И они тщательно отбирают себе музыкальный материал. Иногда, конечно, их выбор не совсем понятен и вызывает удивление. Но всё равно ни один артист не хватает первую попавшуюся песню. А значит, наши песни должны чем-то выделяться из груды предложений.

В такой же ситуации находятся и композиторы. Я отсматриваю много материала. И, не скрою, часто смотрю его «наискосок». Если меня ни что не цепляет при быстром просмотре, то я вряд ли буду перечитывать стих повторно.

Так что, раз уж Вы предлагаете свои произведения, постарайтесь написать стихи для песни так, чтобы в них что-то зацепило сначала меня, потом артиста, а потом и слушателя.

Конечно, не исключено, что и на замыленную тему с банальными словами тоже напишут хит. Но перед Вами кроме того стоит задача, чтобы выбрали именно Ваш стих. А если он ничем не отличается от других, то вероятность такого выбора сильно уменьшается.

 

Рассмотрим основные требования к стихам для песни.

 

СМЫСЛ И ИДЕИ ПЕСНИ

  • Совет 1. Сделайте так, чтобы Ваш стих воспринимался целостно!

В песне должен быть смысл, идея. Слушатель воспринимает песню в целом. И если текст песни написан на понятном ему языке, но представляет из себя непонятный набор несвязанных слов, то это вызывает дискомфорт и не позволяет воспринять песню.

Под смыслом песни нужно понимать не узко наличие «морали», как в басне. Песня может представлять из себя как историю (описание событий), так и описание чувств, смысл может быть передан как в явном виде, так и ассоциативно. Важно, чтобы песня создавал целостную картинку, а не растворялась в лабиринтах мозга. Тогда она лучше запоминается.

  • Совет 2. Насытьте песню интересными находками!

Чтобы песня была уникальной, необходимо насытить её уникальными находками. Это может быть интересная незатасканная идея песни в целом. Это могут быть интересные фразы и обороты, резкие повороты. Это могут быть красивые сравнения, неожиданные параллели, сочетание общих абстракций с детальным описанием мелочей, чувств, запаха… Не забывайте, что разные люди воспринимают мир по-разному. Постарайтесь приготовить «крючочки» для всех. Гипнотизируйте слушателей по полному циклу чувств граней и оттенков: факт, звук, цвет, запах, текстура, время…

  • Совет 3. Сделайте так, чтобы Ваши находки запоминались и без труда могли быть повторены слушателем!

Есть и другая грань. Бывает, что стихи настолько перегружены мыслями и сложными ассоциациями, что для их понимания нужно выделить час свободного времени. Я, возможно, прочитаю такой стих, но писать на него популярную песню вряд ли стану. Взрыв мозга — это для интеллектуальной песни. Вас с распростёртыми объятьями примут русские рокеры, может быть, барды… Но не популярные радиостанции.

Должна быть соблюдена золотая середина. Стихи для популярной эстрадной песни должны быть интересными, незаурядными. Но при этом понятными с первого прочтения. Ключевые фразы должны быть запоминающимися.

  • Совет 4. Управляйте вниманием слушателя с самого начала песни! Поразите его в припеве!

Правильно расставьте лучшие находки в песне. Самый мощный крючок лучше поставить в припеве.

Но не забудьте, что до припева могут и не дослушать, если куплет покажется неинтересным. Обязательно привлеките чем-то внимание в самых первых строчках песни (первого куплета). Постарайтесь не растерять это внимание до припева.

В припеве, как мы уже сказали, должен быть один или несколько мощных крючков, которые собственно и останутся в памяти после первого прослушивания песни.

Второй куплет обычно является развитием мысли. В нём рекомендуется либо последовательно продолжать смысл первого куплета и припева (если Вы рассказываете историю), либо подводить к тому же припеву, но с какой-то совсем другой неожиданной стороны. В принципе, если первый куплет и припев заинтересовали публику, то скорее всего, песню дослушают до конца. Тем не менее, желательно чтобы второй куплет не был слабее первого. Уважайте себя и слушателя! В любом случае всегда проверьте, будет ли последующий припев являться логичным продолжением, выводом к второму куплету.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ

  • Совет 5. Повторение – мать хита!

Песня обычно состоит из повторяющейся части (припева) и нескольких частей одинаковых ритмически, но имеющих разное содержание — чаще всего их называют куплетами.

Лёгкая запоминаемость — это основное отличие хита. Повторение одной и той же мелодии несколько раз позволяет её запомнить уже с первого прослушивания песни.

Поэтому припев часто запоминается со словами уже с первого-второго раза. Куплеты сначала запоминаются только мелодически, и основными находками в словах, о которых мы сказали выше. Потом постепенно запоминаются и все слова первого куплета, второго куплета и далее.

Важно также помнить, что чем больше разных куплетов, тем меньше вероятность запомнить их все. Не увлекайтесь!

  • Совет 6. Внимательно следите за тем, чтобы куплеты имели одинаковый мелодический ритм!

Как ни странно, многие начинающие авторы присылают стихи, в которых куплеты имеют разный ритмический рисунок. В результате эти тексты сразу отбраковываются, так как не подходят для популярной песни.

Что такое одинаковый ритм? Это означает, что:

  • В куплетах должно быть одинаковой количество строчек.
  • Строчки разных куплетов, стоящие под одинаковыми номерами, должны иметь одинаковое количество слогов.
  • Ключевые ударные слоги в строчках под одинаковыми номерами в разных куплетах должны стоять в одних и тех же позициях.
  • Паузы в одинаковых строках разных куплетов должны совпадать.

Давайте рассмотрим эти пункты более подробно.

Одинаковое количество строк — тут всё просто. Например, если в первом куплете 5 строк, то и во втором должно быть 5 строк.

Одинаковое количество слогов — тоже. Например, если в третьей строке первого куплета 6 слогов, то и в третьей строке второго куплета тоже должно быть ровно 6 слогов.

Ударения у начинающих поэтов-песенников иногда выхывают сложности. Но пугаться не надо. Смысл тот же самый. Например, если в первой строке первого куплета ключевые ударные слоги стоят под номерами 1, 4, 6, то и в первой строке второго куплета ключевые ударные слоги должны стоять под номерами 1, 4, 6. Остальные слоги должны быть безударными, или ударение должно быть не существенным.

Для проверки запишите сначала ритмический рисунок одного куплета. Затем ритмический рисунок другого куплета. А затем сверьте. Записывать можно любым удобным способом.
Например, ритм строки «Рюмка водки на столе» записывается как
«та та ТА та та та ТА» или «- — ! —  — — !»
где «та» и «-» — безударные слоги, а «ТА» и «!» — ударные.

Обратите внимание, что я не поставил ударение на первый слог в слове «Рюмка». Таким образом в ритме я указал, что это не опорное ударение. В других куплетах на этом месте может быть как такое же проходное ударение, так и вообще безударный слог. Такое ослабление слога, то есть постановка формально ударного слога в безударную позицию музыкального ритма, вполне допустимо, если строчка уже содержит другие опорные ударения, и наш слог не относится к смысловому ударению.

А вот наоборот, ставить безударный слог слова в ударную позицию ритма, крайне нежелательно. КОгда в песнЕ УдарениЯ ставЯт нА безударных слОгах, этО рАздрАжАЕт. Исключением является ситуация, когда все слоги слова намеренно делаются ударными. Яркий пример — «БУ-РА-ТИ-НО!»

Паузы. Очень рекомендую проверить, что в одинаковых строчках разных куплетов есть совпадающие паузы — смысловые разрывы слов, во время которых можно вдохнуть. Очень желательно, чтобы хотя бы в некоторых местах в одинаковых строчках всех куплетов такие паузы стояли после одного и того же количества слогов. Артисту при исполнении песни нужно будет периодически брать дыхание. Соответственно и композитор должен будет придумать, где расставить маленькие паузы для вдоха. Да и мелодия получается интереснее, если в строке присутствуют разные длительности и можно вставить паузы. А как мы уже договорились, мелодии всех куплетов должны быть одинаковыми. Но если в Ваших стихах все ритмические паузы (разрыв между словами) в одной строке приходятся на целые и неразрывные слова в аналогичной строке другого куплета, которая должна исполняться на ту же мелодию, то вставить паузу в эту строчку будет проблематично. Упростите задачу композитору и артисту, и Ваш стих скорее возьмут в песню.

Например, если во 2-й строке первого куплета есть разрыв слов после 2-го, 5-го, 6-го и 10-го слогов, то необходимо выбрать, какие из этих разрывов будут опорными. Лучше выбирать смысловые разрывы, а не вспомогательные. Разрывы между предлогом и существительным — не лучший вариант для ритмических пауз. И если мы, например, выбрали в качестве пауз разрывы между словами 2-й строки первого куплета, расположенные  после 2-го и 6-го слогов, то желательно, чтобы во 2-й строке второго и следующих куплетов разрыв между словами также стоял после 2-го и 6-го слогов. Остальные разрывы слов, не являющиеся опорными для ритма, могут стоять произвольно.

  • Совет 7. Ритм припева сделайте отличным от ритма куплетов!

Насколько важно, чтобы ритмический рисунок разных куплетов совпадал между собой, настолько же важно «сломать» ритм в припеве. Если ритм припева совпадает с ритмом куплета, то и композитор, скорее всего, напишет для них очень похожие мелодии. И песня станет просто неинтересной.

  • Совет 8. Ищите интересный, незатасканный, но легко запоминающийся ритм!

Постарайтесь, чтобы ритм как в куплете, так и в припеве был интересным. Избегайте банальных затасканных ритмов, таких как:
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.

Но и не перемудрите.

  • Совет 9. Проверьте, что Ваши стихи легко поются!

Также очень важно, чтобы слова легко произносились в песне. Попробуйте их пропеть на Ваш музыкальный ритм с условной мелодией. Поменяйте все слова, на которых Вы споткнулись, если Вы конечно пишите не песню-скороговорку для тренировок будущих актёров в театральном училище.

Если Вы споткнулись на стыке слов и почему-то хотите их оставить, то поставьте между ними паузу. Но если это слова в куплете, то обязательно проверьте, что в других куплетах в этом месте также можно будет поставить паузу.

 

РИФМА

Что касается рифмы, то здесь нужно учитывать следующие особенности текстов для популярных песен.

  • Совет 10. Избегайте чётких банальных рифм и банальных конструкций расстановки рифмы!

Во-первых, избегайте банальных затасканных рифм. В текстах для популярных песен, в отличие от стихов, допускаются «неточные рифмы». А с учётом того, что это позволяет расширить выбор слов и сделать текст более интересным, а рифму более неожиданной, то я бы даже сказал не «допускается», а «приветствуется». Да да! При написании песен старайтесь уходить от очень чётких рифм! Это не модно. Стихи с чёткими рифмами попахивают классикой и не воспринимаются современно.

Во-вторых, ищите интересные рифмы. Старайтесь рифмовать разные части речи. Глаголы с прилагательными, существительные с наречиями и т.д. Не стоит строить все рифмы на совпадении глагольных окончаний типа «сказал-показал» или «петь-успеть». Это, кстати, справедливо также и для обычных стихов.

И в-третьих, также как и для ритма, находите интересные последовательности расстановки рифм. Если везде использовать одну и ту же конструкцию попарного рифмования строчек по принципу
  муха села на варенье,
  вот и всё стихотворенье,
то и песни будут получаться однотипными, а мухи вскоре умрут со скуки :).

 

Безусловно, это не всё, что можно посоветовать начинающим поэтам-песенникам. Но такие минимальные советы помогут Вам избежать основных ошибок при написании текстов стихов для популярных эстрадных песен.

Также напомню, что эти советы применимы в первую очередь для «поп» текстов поэтов, которые отправляют свои произведения композиторам и артистам. Если Вы сами пишите всю песню, и тем более, сами будете её исполнять, то можете творить совершенно свободно. Да и в целом, я рекомендую сначала писать стихи, не ограничивая себя правилами, выдавая максимум своего творческого потенциала. А уже потом пройтись по 10 советам и аккуратно поправить, переписать те места, где есть «технические» недочёты.

И конечно, не только слушайте песни, но и почаще читайте отдельно тексты песен Ваших любимых артистов. Анализируйте их структуру, подходы к подбору слов, стилистике, ритмическому рисунку, рифмам.

Ну, а если в Ваших стихах есть неординарные мысли, интересный ритм и современные рифмы, но пока нет мелодии — присылайте их на мой адрес, указанный в разделе «Контакты» .

Может быть, именно на Ваши стихи будет написан настоящий хит!

С уважением, Ваш Алексей Ольханский.

 

Перепечатка материалов допускается только при указании на сайт https://olhanskiy.ru