Советы по работе со студиями при записи новых песен от композитора Алексея Ольханского

Дорогие друзья! Очень часто при записи новой песни на студии юные артисты и их педагоги не очень представляют, что же нужно предоставить звукорежиссёру на студии, и что нужно не забыть забрать по окончании работы. Так как одни и те же ошибки повторяются из раза в раз, то я решил составить эту памятку.

ЧТО НУЖНО ДАТЬ ЗВУКОРЕЖИССЁРУ ДЛЯ ЗАПИСИ

Для того, чтобы получить хороший результат на записи, нужно передать звукорежиссёру следующие материалы.

  • Предварительный минус в формате mp3, под который вы репетировали песню. Под него вы будете петь во время записи.
  • «Предмастер минус» в формате wav. В папке, которую я передаю артистам, этот файл называется «unmaster». Это фактически тот же минус, под который вы репетировали, но до наложения финальных эффектов. С этим минусом звукорежиссёр будет сводить ваш вокал, а потом на всё это накладывать финальные эффекты. Минус, под который вы репетировали, не подходит для сведения с вокалом, так как он уже содержит какие-то эффекты обработки от аранжировщика минусовки. Если вокал сводить непосредственно с ним, то вокал будет обладать другими эффектами. В результате будет возникать ощущение, что артист поёт отдельно от оркестра. Поэтому сначала «сухой» вокал сводится с «сухим» (не содержащим эффектов) минусом (предмастером), а потом уже на полностью сведённый плюс накладываются единые звуковые эффекты.
  • «Мультитрек». Это — набор файлов в формате wav. В каждом файле записан отдельный инструмент. Все файлы синхронизированы по началу песни и имеют одинаковую длину, даже если на каком-то треке всего пара секунд звучания инструмента. Этот набор понадобится только в случае, если окажется, что какой-то из инструментов мешает вокалу, и его нужно сделать потише, или наоборот погромче. Пересведение минуса из мультитрека – это дополнительная работа. Возможно, звукорежиссёр попросит за неё дополнительную оплату. Но зато будет достигнуто идеальное соотношение инструментов и вокала. Профессиональные взрослые артисты всегда пересводят инструменты под готовый вокал. При записи детских песен иногда достаточно сведения с «предмастером».

НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЗАПИСИ И ПО ЕЁ РЕЗУЛЬТАТАМ

  • Тюнинг. Отдельно стоит сказать про тюнинг (корректировка спетых нот). К своему удивлению я часто сталкиваюсь с детскими треками, в которых артист не совсем точно берёт нотки. На мой вопрос, почему так некачественно выполнен тюнинг, слышу, что тюнинг вообще не выполнялся. Почему? Потому, что мы за честность… Друзья! Мы все — за честность! И если уж быть действительно до конца честным, то слушатель ставит песню, чтобы получить удовольствие от её прослушивания, а не для того, чтобы насладиться вашей принципиальностью. Песня должна звучать красиво. Мелкие погрешности может допускать любой, даже самый профессиональный артист. Но на то и есть профессиональные звукорежиссёры, чтобы убрать эти помарки. Ваша принципиальность не должна отвлекать от песни и не должна мешать её восприятию. Поэтому, пожалуйста, уважайте своих слушателей: тюнинг песни — это стандарт. На живых концертах вы сможете вдоволь порадовать своих поклонников живым звуком. А мастер-трек должен быть отточен и «оттюнен».
  • Согласные. Очень часто конечных согласных не хватает или проглатываются предлоги. При получении результата, проверяйте, во всех ли фразах чётко и однозначно слышны согласные. В идеале нужно проследить за этим во время записи. Когда вы записали несколько дублей, убедитесь, что в дублях есть хотя бы один вариант, откуда можно будет взять нужное слово со всеми согласными.
  • Бэк-вокал. Бэк-вокал позволяет сделать звучание песни более насыщенным и профессиональным. Бэк-вокал — это совершенно не обязательно отдельный самостоятельный голос. Иногда бэк-вокал даже не слышно явно в итоговом треке. Но иногда он, даже вот так незаметно, позволяет расширить и украсить тембр, придать мощность и нужные окраски вашему голосу. Не упускайте шанс сделать так, чтобы ваша запись слушалась насыщенно, мощно, профессионально. Используйте в треках бэк-вокал. Если нет возможности записать бэк-вокал от другого вокалиста, придумайте второй голос и запишите его самостоятельно.

ЧТО НУЖНО ВЗЯТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАПИСИ

Не забывайте получить у студии звукозаписи и сохранить у себя полный комплект файлов. Формирование этого комплекта не требует какой-либо дополнительной работы от студии, кроме непосредственно процедуры сохранения этих файлов. Все эти дорожки у режиссёра в любом случае появляются при создании финального трека. А для вас наличие этих файлов может стать в будущем палочкой-выручалочкой. Если вдруг звукорежиссёр отказывается выдать вам эти файлы, задумайтесь о смене звукорежиссёра.

  • Непосредственно окончательный мастер-файл с голосом. В двух форматах: «wav» и «mp3-320kbps». Это финальный результат вашего труда, который вы будете слушать и распространять.
  • «Концертный минус». В двух форматах: «wav» и «mp3-320kbps». Это трек, в котором полностью сведён минус и бэквокал, но отсутствует основной голос. Его вы будете использовать на концертах.
  • «Полный минус». В двух форматах: «wav» и «mp3-320kbps». Это инструментальная фонограмма, которая сведена и финализирована с теми же эффектами, что мастер-файл и концертный минус, но совсем без голосов (в том числе, без бэк-вокала). Этот файл нужен для тех случаев, когда вы хотите спеть без бэк-вокала. Иногда это является требованием конкурсов и концертов. В случае, если вы записываете новую песню Алексея Ольханского, то этот файл также передаётся композитору.
  • «Предмастер минус» в формате «wav». Если звукорежиссёр пересводил имеющийся у вас минус из мультитрека, то полезно забрать минус, выполненный до наложения эффектов. Он может понадобиться, если вы в будущем захотите сделать ремикс или что-то поменять в финальной записи, в том числе в голосе.
  • Мультитрек вокала в виде набора wav файлов. Все файлы синхронизированы по времени с нулём. То есть по длительности все файлы должны быть одинаковые и совпадать с длительностью песни, даже если на данной дорожке записано только 2 секунды голоса. В каждом файле – вокальная дорожка голосовой партии (основного голоса или голоса бэк-вокала). Мультитрек вокала выводится без эффектов (но после чистки и тюнинга). Каждый голос должен быть записан в отдельном треке, чтобы его можно было редактировать отдельно. Наличие мультитрека вокала позволит вам в будущем сделать ремикс или что-то поправить без необходимости ехать в студию и записывать всё заново, или, как-минимум, обойтись в будущем минимальными усилиями при перезаписи.
  • Если есть желание подстраховаться, то вы можете также попросить передать вам и все исходные материалы с самой записи. Но, если всё сделано качественно, то они вам вряд ли понадобятся.

Подготовлено для сайта olhanskiy.ru . При перепечатке ссылка на сайт обязательна.