Как выбрать песню для детского вокального конкурса

При выборе песни для детского вокального конкурса важно:

  • учитывать специфику конкурса
  • учитывать возможности своего голоса

Внимательно посмотрите, есть ли какие-либо официальные требования у организаторов конкурса. Эти требования могут касаться длительности песни, жанра, языка, известности песни.

 

Рассмотрим подробнее следующие аспекты:

  • Как выбрать песню, соответствующую по уровню вокала?
  • Как выбрать песню для вокального конкурса по жанру?
  • Как выбрать песню для вокального конкурса по теме?
  • Какая песня лучше подойдёт для вокального конкурса, известная или новая?
  • Какая песня лучше подойдёт для вокального конкурса, русская или иностранная?
  • Какие есть требования к структуре (форме) песни для вокального конкурса?
  • Какие есть требования к длительности песни для вокального конкурса?
  • Какие есть требования к темпу и тональности песни для вокального конкурса?
  • Какие есть требования к минусовке песни для вокального конкурса?

* Статья приготовлена специально для сайта olhanskiy.ru

 

ВЫБОР ПЕСНИ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ВОКАЛА

Наверное, самое главное, что нужно при выборе песни, это правильно подобранный уровень вокала.

Песню нужно сделать красиво. Уровень вокала должен соответствовать Вашему возрасту и уровню конкурса. Если выбрать очень простую песню, то Вы не сможете показать Ваш уровень владения вокалом. Если выбрать очень сложную, то она скорее обнажит отсутствие у Вас владения теми или иными приёмами.

Конечно, если Вам 7 лет, и Вы идёте на школьный конкурс, то скорее всего, Вам просто достаточно попадать в ноты, не сбиваться с ритма и не забывать слова. Выбирайте простую песню, с Вашим диапазоном.

Но чем Вы старше, и чем более престижный конкурс Вас ожидает, чем более известную песню Вы выбрали, тем больше требования к вокалу.

К сожалению, многие педагоги детских эстрадных вокальных студий ограничиваются исключительно линейным пением. Подростки поют в ноты, хорошо держатся на сцене. И всё. Этого зачастую достаточно для того, чтобы успешно выступать на местных концертах. И дети очень удивляются, почему к ним «не поворачиваются» члены жюри.

На престижном конкурсе подростки должны продемонстрировать владение современными вокальными техниками, уверенным диапазоном, а также современными вокальными приёмами, или, как их ещё называют «вокальными фишками». Если слова «мелизмы», «субтон», «слайд», «скриминг», «бэлинг», «гроул» и т.п. Вам не знакомы, если Вы первый раз об этом слышите, то крайне рекомендуем почитать об этом в интернете, посмотреть пояснения в Youtube. Хорошее владение фишками отличает новичка от профессионала.

Разумеется, не в каждой песне будут уместны «фишки». Именно поэтому владение Вами той или иной техникой должно учитываться при выборе песни. Если Вы потрясающе освоили один из приёмов, то стоит выбрать песню, в которой этот приём будет уместен.

Разумеется, не стоит нагружать фишками всю песню. Всё должно быть органично. Вишенка на тортике зачастую воспринимается более притягательно, чем торт, сплошь состоящий из вишни.

Также стоит заметить, что жюри не всегда дослушивает песню до конца. Постарайтесь привлечь внимание уже с первой ноты. При этом оставьте возможность для развития в течение всей песни.

Вокал – это не просто «петь в ноты»!

 

КАК ВЫБРАТЬ ЖАНР ПЕСНИ К КОНКУРСУ?

Жанр зависит как от Вашего характера, так и от конкретного конкурса.

Сначала посмотрите, какой жанр Вам ближе по духу, в каком жанре Вы смотритесь органично, естественно. Не стоит выбирать песню в жанре, который Вам не близок.

Внимательно прочитайте Положение о конкурсе. Иногда в нём содержатся требования к жанру. Если есть возможность, посмотрите записи предыдущих лет. Что обычно поют участники? Какие песни получают наивысшие баллы? Если Вы поёте рэп, а на данном конкурсе любят «поп», то не стоит перевоспитывать жюри – просто выберете другой конкурс.

Жанр выбираем по своему характеру и с учётом обычаев конкретного конкурса!

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМЕ ПЕСНИ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА

Старайтесь выбирать песню, соответствующую Вашему характеру и возрасту. Особенно, если песня на русском языке. Если песня на иностранном языке, то риск неверного выбора чуть меньше. Но тем не менее, многие члены жюри вокальных конкурсов владеют иностранными языками или как минимум знают смысл многих иностранных песен.

Если Вам 14 лет, то не стоит уже брать наивную детскую песенку. В то же время неорганично будет смотреться, если Вы возьмете на конкурс песню взрослого дядьки, повидавшего жизнь. Всё должно быть естественно.

Аккуратно относитесь к песням, содержащим сомнительные морали: упоминание алкоголя, курения, секса, наркотиков и т.п. Если поёте иностранную песню, внимательно ознакомьтесь с переводом. Не затрагивайте сомнительные политические темы.

Наверное, не стоит напоминать, что текст песни должен соответствовать Вашему полу.

Конечно, если Вы только в этой песне можете раскрыть гениальное владение вокальными фишками, то можно попробовать рискнуть. Что при этом перевесит в отношение жюри – восхищение от гениального вокала или смущение от несоответствия песни исполнителю – не известно. Но помните, что часто даже при гениальном исполнении но несоответствии песни исполнителю оценка снижается, так как жюри понимает, что, видимо, выбор песен, с которыми Вы справляетесь, не очень большой, раз Вы не нашли себе что-то по возрасту.

Следим за соответствием текста песни полу и возрасту исполнителя!

 

ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА, ИЗВЕСТНАЯ ИЛИ НОВАЯ ПЕСНЯ?

Ответ на этот вопрос серьёзно зависит от Ваших возможностей и конкретного конкурса. Вот, на что необходимо обратить внимание.

Известные песни чаще всего лучше воспринимаются на слух. Жюри вместе с Вами пропевает «про себя» песню. Это плюс.

Член жюри уже не раз слышали эту песню. Возможно даже в рамках этого конкретного конкурса её уже спели несколько участников. Многим она уже надоела. Это минус.

Члены жюри знают, как «должна» звучать песня — у них в голове глубоко укоренившийся шаблон. Отклонения от этого шаблона могут дать как большой плюс, так и огромный минус. Некоторые продвинутые вокалисты пытаются сделать совершенно новые версии исполнения известных песен, чтобы удивить жюри своей изобретательностью. Но к сожалению, часто даже не самое консервативное жюри не верно оценивает такой шаг. Мы все рабы своих привычек. Непривычная интерпретация иногда воспринимается враждебно.

Члены жюри слышали и помнят, как эту песню пел профессиональный артист. С большой вероятностью, Вы споёте «не лучше» взрослого профессионала. Кто-то сумеет сделать скидку на возраст. Но в целом это минус.

С другой стороны, новая песня может просто «не зайти» с первого раза. Даже хиты часто становятся хитами только после 3-го… 10-го прослушивания. Это риск.

Но если новая песня качественная, то она наоборот становится приятным сюрпризом для членов жюри. Это плюс.

Если у Вас профессиональный педагог по вокалу и Вы насытили новую песню интересными фишками, то это смотрится выигрышно. И главное, члены жюри не знают, как бы её спела опытная звезда – Ваше исполнение в любом случае пока лучшее из всех имеющихся. Это плюс.

В целом стратегия по выбору новых или известных песен должна быть такова:

  • Если есть возможность представить новую хитовую песню, а Вы (вместе с Вашим педагогом) готовы сделать потрясающую вокальную аранжировку – не раздумывая делайте новую песню.
  • Если у Вас уникальный талант, но нет своей песни, возьмите песню, которая была написана для таких же подростков и попробуйте её спеть лучше оригинала. Шансов «перепеть» сверстника больше, чем шансов перепеть звёздного мэтра. Вы можете найти современные песни для подростков и бесплатно скачать минусовки к ним на нашем сайте olhanskiy.ru
  • Не выбирайте «затасканные» песни, которые поют все. Если уж берете известную, песню, то возьмите что-то более-менее новое, современное.
  • С осторожностью выбирайте известные песни, которые спеты намного лучше Вашего варианта.
  • Если Вы выбрали песню, спетую ранее профессиональными артистами, постарайтесь взять у оригинала все фишечки и добавить свои, в соответствии с Вашими уникальными вокальными возможностями. Но не переборщите с переделками – это риск.

Качественная новая песня с качественной вокальной аранжировкой лучше затасканной!

 

КАКАЯ ЛУЧШЕ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА, ИНОСТРАННАЯ ИЛИ РУССКАЯ ПЕСНЯ?

Как правило в конкурсной документации указывается, какие песни допускаются к прослушиванию. Во многих конкурсах не ставится ограничений. Часто даже есть отдельные номинации для песен на русском языке или на иностранном языке.

Если на конкурсе есть отдельная номинация для иностранных песен, участие в номинациях не ограничено, и Вы хотите попробовать свои силы, то welcome.

Если же Вы стоите перед выбором, то следует руководствоваться следующими соображениями.

При исполнении песни на иностранном языке внимание больше будет приковано к Вашему вокалу. Но если кто-то из членов жюри не очень хорошо владеет иностранным языком и песня не очень известная, то недозагрузка «канала восприятия смысла» при исполнении Вами иностранной песни может привести к тому, что песня покажется скучной.

Исполнение песни на русском языке с одной стороны позволяет включить дополнительные каналы вовлечения жюри в Вашу атмосферу. Как ни крути, а песня воспринимается целиком. И хороший текст (особенно новый) может добавить позитивных эмоций членам жюри и повысить Вашу оценку. Правильная подача текста, переживание смысла текста также могут добавить плюсов.

С другой стороны, неудачно выбранная тема песни или несоответствие характеру, а также банальный или непрофессиональный текст существенно более заметны при исполнении песни на родном для жюри языке.

Обычно известные песни на английском языке берут вокалисты, владеющие вокальными «фишками», использующимися в западной музыке. Такая ситуация была вызвана ощущением, что в российской музыкальной культуре отсутствуют песни с интересными вокальными находками и небанальными текстами. Однако в последнее время появляется всё больше русскоязычный песен с неменьшими возможностями для демонстрации современного вокала, и ситуация начинает меняться.

По нашему мнению, если Вы сможете одновременно продемонстрировать и отличный вокал, и отличное владение артистизмом в песне на русском языке, то такой вариант будет предпочтительнее.

И уж точно не стоит исполнять песню на иностранном языке, если Вы не уверены в качестве произношения. Примитивизация иностранного языка всегда раздражает.

Хорошая песня на русском языке в хорошем исполнении – это хорошо! Берите иностранную песню, только если не нашли хорошую русскоязычную или пока не чувствуете себя уверенно в передаче смысла!

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ (ФОРМЕ) ПЕСНИ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА

В вокальном конкурсе в первую очередь оценивается Ваш вокал. Поэтому постарайтесь избегать выбора песен с длинными инструментальными вступлениями, длинными проигрышами и инструментальными вставками, длинным инструментальным финалом.

Если Ваша песня именно такая, желательно безжалостно вырезать в студии всё ненужное из минусовки. Пауз должно быть столько, чтобы Вы успевали перехватить дыхание, и не более. Помните, что члены жюри хотят услышать Ваш голос, а не красоту оркестра. Они устали и хотят домой, а им ещё слушать несколько десятков исполнителей. Наличие длинных пауз в вокале вызывает у них раздражение, а значит, снижает Ваш шанс на успех.

Если же инструментальной вставки не избежать, то подумайте, можете ли Вы в этом месте чем-то завлечь жюри. Например, красивым вокализом. В крайнем случае (если допускается форматом конкурса) зажигательным танцем. Важно держать внимание жюри в течение всей песни. И лучше, если это будет Ваш вокал.

Никаких длинных инструментальных частей!

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПЕСНИ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА

Чаще всего организаторы конкурсов предпочитают не слишком длинные песни. Золотым стандартом является 3 минуты. Даже если в конкурсной документации требования к длительности не указаны, старайтесь придерживаться выбора именно таких песен.

В слишком короткой песне Вы, скорее всего, не успеете раскрыть все грани своего таланта.

Слишком длинная песня будет вызывать желание Вас остановить. Ведь во время конкурса жюри вынуждено слушать десятки выступающих. Злоупотребление временем может сыграть злую шутку в восприятии Вас членами жюри. Краткость – сестра таланта (извините за длинную статью).

Помните также, что на многих конкурсах жюри имеет право остановить исполнителя. Если Вы берёте длинную песню, то возникают сложность с распределением «фишек» (см.далее). Если Вы выдадите все фишки в начале песни, то не сможете уже дальше добавить развитие, и в конце Вам будет нечем удивить жюри. Если же Вы оставите какие-то фишки на конец, то рискуете их вообще не показать, если жюри остановит Ваше выступление раньше.

Разумеется, если Ваш рюкзачок с песнями пока не велик, и подходящей по «таймингу» (длительности) песни нет, то необходимо заранее посоветоваться с организаторами по возможности исполнения песни другой длины.

Предпочтение коротким песням — не более 3х минут!

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПУ И ТОНАЛЬНОСТИ ПЕСНИ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА

Выбирайте темп и тональность в соответствии с Вашим характером и Вашими вокальными данными.

Угадать с темпом сложно. Вы же не знаете, какие песни будут у других участников. Хорошая темповая песня, также как и задушевный медлячок, могут шикарно смотреться отдельно, и при этом совершенно не прозвучать, если до этого было 20 рок-н-роллов или 20 медляков.

Тем не менее, есть несколько советов.

Не выбирайте песни слишком заунывные. Это не для конкурсов. К 20-му выступлению члены жюри уже устали. На Вашем могут просто уснуть.

Выбирая темповую песню, убедитесь, что Вы выговариваете все слова (у Вас нет проблем с дикцией) и успеваете брать дыхание.

Также учтите, что если темп мелодии слишком быстрый, то сложно показать голос – получается почти речитатив. Бывают песни, которые очень здорово смотрятся на концертах и по радио, но совершенно не подходят для конкурсов. Не забывайте, что Вам надо петь.

Последнее время для конкурсов всё чаще выбираются песни с достаточно быстрым ритмом аранжировки и при этом со средним темпом мелодии. Это позволяет сохранять динамику конкурса и при этом выгодно продемонстрировать распевный вокал.

По тональности всё проще. Просто убедитесь, что она Ваша. Вам не низко, ни высоко. Вы не бубните и не даёте петуха. От правильной тональности может зависеть и динамика песни. Попробуйте с педагогом разные тональности и посмотрите, в какой Ваш голос звучит красивее и динамичнее. Найдите или запишите соответствующую минусовку. «Не Ваша» тональность может испортить всё выступление.

Аккуратно выбирайте темп и тональность!

 

ТРЕБОВАНИЯ К МИНУСОВКЕ ПЕСНИ ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КОНКУРСА

На всех вокальных конкурсах песня исполняется вокалистом «вживую».

На всех эстрадных конкурсах предлагается исполнение под фонограмму «минус».

Исполнение под живые инструменты уже редкость. Если Вы подумываете спеть под гитару, рояль, аккордеон или со своим оркестром, то помните, что организаторы конкурса не всегда готовы обеспечить возможность такого исполнения. Даже если они будут не против, то далеко не факт, что инструментальные микрофоны будут настроены сбалансировано. Далеко не все конкурсы предоставляют возможность настройки до начала прослушивания. Да и после Вашей предварительной настройки звукорежиссер может всё случайно сбить. Попытка перестроить микрофоны перед выступлением во время прослушивания вызовет заминку, которая будет раздражать членов жюри. Начнётся хождение по залу, и Вы не получите нужного внимания. Поэтому лучше не рисковать! Выступайте с инструментом только тогда, когда Вы уверены что всё заранее настроено и сбоев не будет.

На некоторых конкурсах запрещается выступление под фонограмму, имеющую «бэк-вокал». То есть, на фонограмме как правило не должно быть никакого вокала. Даже если об этом не написано в Положении о конкурсе, обязательно уточните у организаторов, чтобы не попасть впросак.

Однако, если такого запрета нет, то Вы можете существенно улучшить впечатление о своём исполнении, подложив в нужных местах бэк-вокал, добавляющий мощности в песню. Делать это нужно только с профессиональными студиями. Не переборщите!

И, разумеется, качество «минусовки» должно соответствовать уровню конкурса. Не стоит идти на серьёзные конкурсы с «задавками» (минусовками, полученными из оригинального трека, путём «задавливания» частот, на которых звучит голос). Также не стоит использовать минусовки с переделанными тональностями, если изменения сделаны автотюнингом более, чем на 1 тон. В таких случаях инструменты звучат неестественно. Даже если Вы этого не слышите, члены жюри, профессиональные музыканты будут слышать «фальш» и «грязь», что точно снизит Вам баллы.

Используем только профессиональные минусовки!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе мы узнали, что:

  • Надо выбирать песни, которые максимально раскроют уровень вашего вокального мастерства.
  • Тема песни должна соответствовать Вашему возрасту, характеру и стилю.
  • Качественная новая песня всегда лучше затасканной.
  • Для исполнения лучше выбирать качественные песни на родном языке. Иностранные песни следует выбирать только тогда, когда это диктуется конкурсом, либо тогда, когда Вы не нашли русскоязычной песни, раскрывающей Ваши вокальные способности.
  • На конкурс лучше выбирать короткие песни.
  • Песни не должны содержать больший инструментальных частей.
  • Необходимо внимательно отнестись к подбору темпа и тональность песни.
  • Следует использовать только профессиональные минусовки.

* Перепечатка материала разрешена только со ссылкой на сайт olhanskiy.ru

 

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ

В каких конкурсах стоит принимать участие.

Как правильно подготовить заявку для детского вокального конкурса.

Как понять оценки жюри на детском вокально-эстрадном конкурсе?